Удовольствие быть причиной

Я прочитала недавно книгу «Бредовая работа» Д. Гребера. Это просто гениальная работа известного антрополога, обзор на которую я сделаю попозже. Сейчас хочу рассказать об одной его важной идее про человеческую мотивацию.

Почему мы работаем? В экономической теории есть очень простое объяснение: основной мотивацией человека в любой деятельности является расчет выгод и издержек. То есть любой индивид, если предоставить его самому себе, будет действовать так, чтобы получить максимальный объем чего он хочет при минимальных затратах.

Из этой логики проистекают следующие выводы:
- людей нужно принуждать к работе, иначе они вообще ничего не будут делать;
- бедным можно предоставлять только минимальные льготы и самым унизительным и проблематичным способом, иначе они не станут искать себе работу;
- если дать людям возможность быть паразитами, они в них и превратятся;

Все связно и непротиворечиво, казалось бы. Но везде мы наблюдаем противоположную картину. Люди готовы работать бесплатно и помогать другим просто так. Их раздражает бессмысленная и бредовая работа. Они могут творить и создавать нечто особенное просто потому, что им так хочется. Они готовы делать многое исходя из своих собственных нерациональных мотивов: пойти на митинг против несправедливого приговора суда над незнакомым ему человеком, пожертвовать деньги в фонд помощи неизвестным людям, покормить бездомную собаку, стать волонтером на телефоне доверия. Мы делаем абсолютно бессмысленные вещи с точки зрения классической экономической теории.

Исследования людей, выигравших большие суммы в лотерею, говорят о том, что они редко бросают свою работу, а те, кто бросают, часто жалеют об этом. В тюрьмах, где заключенным предоставляют возможность не работать, запрет на глажку рубашек в прачечной, уборку туалетов тренажерном зале или упаковку компьютеров в мастерской используют в качестве наказания. Любая деятельность лучше ее отсутствия, а осмысленная деятельность гораздо лучше бредовой и бесполезной.

Наши базовые представления о человеке, что он – ленивая тушка, которая добровольно встает только, чтобы поесть и посовокупляться, не верны. Хотя часто мы видим именно такую картину у некоторых людей. Откуда известно, что мнение о тушке – неверны и почему кто-то становится такой тушкой, а кто-то нет?

В 1901 г. немецкий психолог К. Гроос в своих исследованиях выяснил, что младенцы испытывают восторг, когда обнаруживают, что их действия могут приводить к предсказуемым последствиям в окружающей среде. Не имеет значения, что это за последствия и есть ли какая-то выгода для них. Дотронулся до игрушки, она сдвинулась. Сначала случайно, а потом через повторение конкретного действия у ребенка появляется ощущение, что он влияет на мир. Сам двигает игрушку! Именно такое понимание и вызывает восторг. Гроос ввел понятие «удовольствие быть причиной». Он изучал игру, как феномен человеческой деятельности и указывал на ее важность для психического развития. Он предположил, что именно удовольствие лежит в основе игры, которую он считал упражнением в совершенствовании способностей и самовоспитанием. То есть деятельность осуществляется ради самой деятельности, цель игры – в самой игре.

В моменты осуществления какой-либо деятельности ребенок запускает процесс осознавания себя как отдельной, автономной личности, от которой зависит что-то в этом мире. Именно через действие возникает понимание себя, представление о себе и окружающей среде. Восторг от «удовольствия быть причиной» также связан с ощущением свободы, потому что не только деятельность дает такое состояние, но и отказ от нее. Я сам выбираю, буду я действовать или нет.

Такое младенческое всемогущество важно для психического развития. Оно остается с нами и во взрослом возрасте, если мы поддерживаем его в себе. Удовольствие от воздействия связано с успешным совпадением намерений и результата. Я могу! У меня получается! Значит я есть, я существую! Можно так кратко обозначить тот процесс, который происходит в человеке, когда он видит результат своей деятельности.

Но почему же тогда не у всех присутствует этот восторг от своей работы? Из-за чего многие теряют свою активность и целеустремленность с возрастом?

Я описала процесс здорового развития. Ребенок растет, пробует себя в доступной деятельности, вместе со взрослым осваивает более сложные действия (вспомним здесь Выготского и его «зоны ближайшего развития»), видит свои возможности, радуется от своих действий и с радостью их совершенствует. Но есть и нездоровый процесс развития. Если открыть для ребенка возможность воздействия на окружающий мир, а затем запретить ему такое воздействие, то с ним происходят крайне неприятные вещи. Сначала возникает ярость, потом отказ от взаимодействия, дальше – что-то вроде кататонического ступора и в итоге – полная изоляция от окружающего мира.

Такой процесс психиатр и психоаналитик Ф. Бручек назвал «травмой неудачного влияния». Его экспериментальные исследования показали, что у младенцев вызывает сильное недовольство и выраженные страдания ситуация, когда их лишают возможности повлиять на событие, предугадать или понять его, если до этого они имели такую возможность. Он рассматривал потребность в эффективности и стремление к инициативе как основу развивающегося чувства собственного «я», а травматические нарушения в них — как основные нарциссические травмы, предрасполагающие к значительной психопатологии в ходе дальнейшего развития.

Если нам повезло и в нашем окружении были взрослые, не мешающие нашему желанию влиять на мир, развивающие наше удовольствие быть причиной, то мы вырастаем людьми, умеющими радоваться своей деятельности, находящими смысл в своем труде, желающими достигать своих целей. Но так бывает не всегда и часто мы видим другие варианты: страх перед началом какого-то дела, неуверенность в собственном праве творить и пробовать, синдром самозванца, выгорание от трудоголизма и завышенных требований. Можно предположить, что здесь мы наблюдаем последствия «травмы неудачного влияния», которые отравляют нам жизнь и во взрослом возрасте. Они не дают нам насладиться своим влиянием на мир, своим хотя бы минимальным всемогуществом, своим правом на созидание.

Что же делать, если вы наблюдаете у себя «травму неудачного влияния»? Далее идут мои мысли, под ними нет объективных исследований, только мой опыт. Основная идея: возвращать себе ощущение своего влияния через реальные дела. На мой взгляд здесь лучше всего работает освоение различных навыков, где видны конкретные результаты, типа шитья, мелкого ремонта. Главное, чтобы вам было прикольно и интересно от самого процесса.

И еще немного советов туда же:
- замечайте то, что вы реально делаете;
- останавливайте самокритику и любое обесценивание своего труда;
- создавайте для себя ситуации успеха: даже минимальное ощущение «Я смог/смогла!» помогают почувствовать свою «хорошесть»;
- тренируйте самодисципину в мелочах: режим работы и отдыха, время на сон, физические нагрузки, распорядок дня и т.д.;
- окружите себя группой поддержки, теми, кто любит и верит в вас;
- разбивайте большие дела на небольшие кусочки;
- находите смысл даже в повседневной работе: не просто мою полы, а очищаю свое жилище;
- поспрашивайте своих знакомых на предмет того, как вы изменили их жизнь и в чем на них повлияли;

И в конце мне хочется пожелать всем нам вспомнить наши детские игры и то, с каким удовольствием мы погружались когда-то в мир своей игровой реальности. Это ощущение свободы, азарта, интереса точно когда-то было в нас, даже если кажется, что оно безвозвратно потеряно. Давайте найдем его внутри себя и посмотрим на новую задачу в своей жизни как на игру, в которой я могу на что-то повлиять и получить какое-то развлечение в ней, независимо от результата.